Не только авианосцы: китайские ВМС напугали американцев

«Они строят свой флот более быстрыми темпами, чем США и все их союзники»

Китай сделал громкое заявление о своих военно-морских амбициях, недавно спустив на воду свой третий и самый современный авианосец. «Фуцзянь» — самый большой, самый современный и самый мощный на сегодняшний день китайский авианосец водоизмещением 80 тысяч тонн — называют «жемчужиной» в короне военной экспансии КНР, благодаря которой Пекин превратил свой военно-морской флот в крупнейший в мире.

Фото: AP

Новые боевые системы авианосца «Фуцзянь», такие как система запуска с помощью электромагнитной катапульты, показывают, что Китай быстро догоняет Соединенные Штаты, говорят эксперты, и дадут авианосцу возможность запускать больше самолетов, быстрее и с большим количеством боеприпасов.

Как рассказывает CNN, этого должно быть достаточно, чтобы заставить любого потенциального противника задуматься, особенно учитывая усиление напористости Китая в его территориальных спорах с Японией в Восточно-Китайском море, множеством стран Юго-Восточной Азии в Южно-Китайском море и его действиями в отношении острова Тайвань, где Пекин демонстративно отказался исключить вторжение для воссоединения с «мятежной провинцией».

Тем не менее, несмотря на то, что спуск на воду авианосцев «Фуцзянь» с шумной помпой был явно задуман как послание соперникам Пекина, аналитики пока предостерегают от слишком большого ажиотажа.

Во-первых, «Фуцзянь», скорее всего, не будет функционировать еще три-четыре года, сказал Карл Шустер, бывший капитан ВМС США и бывший директор по операциям Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования США. И даже когда он находится в рабочем состоянии, его размер сделает его очевидной мишенью — любой противник будет остро осознавать, что потопление такого культового корабля будет таким же моральным ударом, как и военная катастрофа для Китая.

Кроме того, существует тот простой факт, что авианосцы, какими бы впечатляющими они ни казались, не обязательно лучше всего подходят для того, что эксперты считают наиболее вероятным сценарием конфликта в ближайшем будущем, включая столкновения в Восточном и Южно-Китайском морях и вторжение Китая на Тайвань.

По сути, говорят эксперты, «Фуцзянь» может быть самым большим кораблем Китая, но, вероятно, это не самая большая проблема, которая сейчас волнует командующих флотом США.

Вот четыре типа кораблей, находящихся в распоряжении Китая, которые, возможно, представляют гораздо большую угрозу военно-морскому господству США, чем новейший авианосец.

К числу угроз относят китайский эсминец Типа 055. Спущенные на воду в 2017 году, эти 13 000-тонные эсминцы с управляемыми ракетами-невидимками многие считают самыми мощными надводными кораблями в мире.

Тип 055, достаточно большой, чтобы считаться крейсером по стандартам НАТО, оснащен 112 вертикальными пусковыми установками, которые могут использоваться для запуска всего, от противокорабельных ракет до ракет большой дальности для ударов по наземным целям.

«Этот корабль, в частности, имеет сложную конструкцию, функции скрытности, радары и большой запас ракет. Он больше и мощнее, чем большинство эсминцев США, Японии и Южной Кореи», — рассказал CNN старший аналитик RAND Corp. Тимоти Хит в 2018 году, когда Пекин за один день спустил на воду два военных корабля, что свидетельствует о впечатляющих судостроительных возможностях Китая.

В мартовском отчете Исследовательской службы Конгресса США говорится, что по меньшей мере 10 кораблей Type 055 уже запущены или находятся в стадии строительства.

Мощь кораблей этого типа была подчеркнута в кадрах, появившихся в социальных сетях в апреле. На них показано, как один из них запускает, по словам военно-морского аналитика Х.И. Саттона, гиперзвуковую противокорабельную баллистическую ракету YJ-21 — оружие, которое часто называют «убийцей авианосцев».

Китайское издание Global Times назвало эти ракеты частью оборонительной стратегии страны. «Если США не совершат военных провокаций против Китая, в том числе по тайваньскому вопросу, им не нужно беспокоиться о ракетах», — говорится в сообщении.

Еще один повод для беспокойства американских военных — китайская подводная лодка Типа 039. Эти подводные лодки класса «Юань» представляют собой почти бесшумные дизель-электрические лодки с возможностями, с которыми американским военным планировщикам трудно справиться.

Пекин построил 17 подводных лодок Type 39A/B и планирует увеличить это количество до 25 в следующие три года, согласно отчету Министерства обороны США Конгрессу за 2021 год о военной мощи Китая.

«Типы 039 SS обеспечивают мощную «глубокоэшелонированную оборону» в водах, близких к Китаю, и, похоже, они развивают некоторые возможности для поражения» сил США дальше в море», —говорит Карл Шустер.

Эти подводные лодки оснащены воздухонезависимой силовой установкой (AIP), что означает, что им не нужно так часто всплывать на поверхность, чтобы получить воздух, необходимый для сжигания дизельного топлива, который затем может питать их батареи.

«При работе от аккумуляторов подводные лодки, оснащенные AIP, почти бесшумны, и единственный шум исходит от подшипников вала, гребного винта и обтекания корпуса», — написали офицеры ВМС США Майкл Уокер и Остин Крус в отчете ВМС США за 2018 год.

Китай настаивает на запуске большего количества сверхтихих подводных лодок, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами, говорится в сообщении министерства обороны.

Одним из эффективных методов атаки, используемых Типом 039, является запуск торпеды с самонаведением через корму или корму целевого корабля. Затем торпеда следует в кильватерном следе корабля-мишени, прежде чем взорваться рядом с его силовой установкой и системами рулевого управления. Поскольку надводные корабли обнаруживают подводные лодки и торпеды по звуковым волнам, от торпед с самонаведением особенно трудно защититься.

Развитие китайских подводных лодок происходит как раз в тот момент, когда ВМС США испытывают проблемы с противолодочными средствами. Командующий военно-морскими операциями адмирал Майкл Гилдэй в прошлом месяце сообщил Конгрессу, что флот хочет утилизировать девять своих боевых кораблей прибрежной зоны, одни из новейших кораблей американского флота, потому что их противолодочные системы «технически не сработали».

Торговые паромы — это тоже повод для беспокойства американских военных. Чтобы вторгнуться на Тайвань, Китаю, вероятно, потребуется перебросить силы вторжения в сотни тысяч человек — некоторые аналитики предполагают, что потребуется более миллиона человек.

Различные аналитики и правительственные отчеты США пришли к выводу, что военно-морской флот Народно-освободительной армии (НОАК) не справляется с этой задачей. Но зато у Китая имеется огромный парк гражданских паромов, которые можно быстро переоборудовать для использования в военных целях, и, по мнению некоторых, они даже были спроектированы именно для такой возможности.

«Крупнейший в Китае производитель паромов публично заявил в 2015 году, что один из его крупнейших накатных паромов был построен как для военных, так и для гражданских целей, а один из крупнейших паромных операторов Китая аналогичным образом описывается как имеющий двойное гражданско-военное развитие. философия», — написал Томас Шугарт, бывший командир подводной лодки ВМС США, ныне сотрудник Центра новой американской безопасности, в очерке 2021 года для «Войны на скалах». Он добавил, что гражданские паромные компании, работающие в Желтом и Южно-Китайском морях, уже организованы во вспомогательные подразделения НОАК.

По словам Шугарта, подсчет цифр был ошеломляющим. По его оценке, использование гражданских кораблей даст Китаю дополнительные 1,1 млн тонн водоизмещения. Эта цифра более чем в три раза превышает водоизмещение всех китайских десантных кораблей вместе взятых. По словам Шугарта, если Китай воспользуется услугами гонконгских паромов, он может получить дополнительные 370 000 тонн морских перевозок.

Этого достаточно, чтобы захватить Тайвань силой? Это трудно понять. Но Шугарт сказал, что это ответило на один вопрос. «Сколько транспортных кораблей у китайских военных? Очень вероятно, больше, чем вы думаете».

Паромы — не единственные предположительно гражданские суда, которые военные планировщики держат на своих радарах. Эксперты также обвиняют Китай в создании морского ополчения, состоящего из более чем сотни судов, предположительно занимающихся коммерческим рыболовством, для обеспечения соблюдения своих желаний в спорных морях. По данным Центра стратегических и международных исследований, ополчение, существование которого Пекин отрицает, состоит как минимум из 122 судов и, вероятно, из 174.

Но реальное число может быть еще больше, утверждает CNN. Различные эксперты заподозрили причастность ополченцев, когда в начале 2021 года более 200 китайских рыбацких лодок заполнили воды вокруг рифа Уитсан в Южно-Китайском море. На риф претендуют как Китай, так и Филиппины, которые охарактеризовали присутствие лодок как «явную угрозу» провокационных действий.

«Морское ополчение Народных вооруженных сил не ловит рыбу, — сказал Карл Шустер CNN в прошлом году. — У них есть автоматическое оружие на борту и усиленный корпус, что делает их очень опасными на близком расстоянии. Кроме того, их максимальная скорость составляет около 18-22 узлов, что делает их быстрее, чем 90% рыболовных судов в мире».

Ополчение состоит из двух основных частей: профессиональных ополченческих лодок и настоящих рыбацких лодок, используемых китайскими военными по схеме субсидий, согласно ноябрьскому отчету Азиатской морской инициативы по прозрачности в Центре стратегических и международных исследований (CSIS).

В отчете CSIS говорится, что профессионалы ведут такие действия, как преследование иностранных буровых судов или блокирование иностранных рыболовных судов, а субсидируемые рыбаки оказывают численное давление. А с крупнейшим в мире рыболовным флотом у Китая есть много резервов, которые можно использовать.

Тем не менее ничто из этого не означает, что спуск авианосца «Фуцзянь» не является важным моментом. Как и в США, авианосцы со временем станут основой военно-морского флота НОАК и символом того, на что способны современные китайские вооруженные силы, сказал Карл Шустер.

«Спуск «Фуцзяня» следует рассматривать с точки зрения того, что он предвещает, а не с точки зрения его ограниченного непосредственного воздействия, — сказал Шустер. — Китай в настоящее время спустил на воду три авианосца и привел два в полностью боевой режим в период, когда ВМС США изо всех сил пытались привести один новый авианосец в полностью боевой режим».

Карл Шустер имел в виду суперавианосец USS Gerald Ford, который страдает от проблем с момента его ввода в эксплуатацию в 2017 году (к тому времени он опоздал уже на три года). Суперавианосцу еще предстоит совершить свое первое оперативное развертывание, хотя это ожидается этой осенью. Тем временем Китай вырывается вперед.

«Они строят свой флот более быстрыми темпами, чем США и все их союзники», — тревожится Шустер.

Источник www.mk.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

5 × 1 =